|
| ||
|
|
Маргарита
Минеева
Интервью
прозвучало в эфире радио «Народная волна» 2 июля 2004
года. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Беседу с народным артистом России,
актёром Московского
Академического театра имени Моссовета - Геннадием Бортниковым
- я начала с близкой ему пушкинской темы.
- Геннадий Леонидович,
вы не из тех артистов, имена которых
мелькают на наших
нью-йоркских афишах. А
мы тут скучаем по хорошему
русскому языку и хорошему русскому человеку. Сразу оговорюсь: русский человек -
здесь это понятие не национальное, а географическое. Как
вы, человек из России, понимаете выражение: «Пушкин — наше всё»?
-
Конечно, сознание человека, говорящего по-русски и любящего свой язык,
устроено так, что
Пушкин является его первоосновой, открытием, которое мы делаем в своей душе. Для тех людей, в кругу которых я
общался, Пушкин, безусловно, был очень многим.
Мне посчастливилось видеть на Ордынке в доме писателя Ардова Анну
Андреевну Ахматову; многие помнят
руководителя нашего театра, выдающегося режиссера Юрия Завадского -
ученика Станиславского и Вахтангова; я был знаком и с Фаиной Георгиевной
Раневской. Все эти люди почитали Александра Сергеевича не только как
великого поэта, но как человека, с которым можно было общаться на высокой ноте и
обогащать им свою душу. Через людей, с которыми я встречался, я сделал
очень много открытий в пушкинской поэзии. - А вы не
обижены на Пушкина за то, что
он такой порочный, скандальный, хулиганистый, вечный должник и
соблазнитель - оказался символом русской культуры? И вообще, надо ли
учитывать личностные качества при оценке творчества? Это вопрос с
подвохом. Мы тут недавно спорили с радиослушателями, не вычеркнуть ли нам
Рихарда Вагнера из списка великих композиторов. Сравнение, конечно,
некорректное, но я говорю сейчас о самом факте: личность и
творчество.
Меня
привлекала его неординарность, его задор и хулиганистость. Мне помогали
эти качества. Я обращал свой взор на Пушкина, и это помогало
раскрепоститься. Я тоже человек задиристый и хулиганистый. Когда я делал
первые шаги в искусстве — в театре и кинематографе, на телевидении, меня
часто одергивали. Мне говорили: «Нельзя!» Но я советовался с Пушкиным и он говорил:
«Можно». - И действительно, получается, что можно, судя по вашим
результатам. 2.
Пушкинский
образ и авторитет мне очень помогал как юному актеру.
Завадский любил устраивать
грандиозные представления, в которых участвовала вся труппа. Это были
концерты, посвященные Некрасову, Пушкину, Лермонтову.
Помню случай,
когда Завадский поручил мне читать его любимое пушкинское стихотворение
«Пророк». До меня выступали великие мастера: Мордвинов, Серафима Бирман,
Любовь Орлова. Мы читали
стихи, и я от волнения, поскольку шёл сразу после Орловой, прочитал вместо
«шестикрылый серафим» «семикрылый серафим». На меня зашикали. Мэтры из
зала мне стали подсказывать: «шестикрылый!» Я увидел волнение Орловой,
Завадского, сделал паузу, поняв, что произнес что-то не то и, махнув
рукой, сказал: «Лучше я
прочту более веселое стихотворение» и стал читать «Что смолкнул, веселия
глас...». В зале это вызвало овацию. А Завадский похвалил меня за
находчивость и импровизацию. - Геннадий
Леонидович, в 1994-м году на Центральном телевидении в России вышла
программа, посвящённая "Пиковой даме". Было известно, что литератор
Михайлова, по чьему сценарию ставилась телевизионная версия, рассчитывала
на ваше участие в этой программе. И вы, действительно, были приглашены
читать стихи Пушкина в кадре и закадровый текст. Но когда начались съемки,
ваше место почему-то занял другой артист. Чем вы не пришлись ко двору на
телевидении? -Такое часто
бывает на съемках и на таких мероприятиях. Не сошлись характерами, у
телевизионной группы были претензии. Им хотелось академичности, а во мне
они учуяли мое личное,
не схожее с их, отношение к Пушкину. Они заволновались и решили
пригласить более покладистого актера. Хотя автор сценария – профессор
Михайлова - была обеими
руками за меня. Впоследствии она опубликовала статьи, где рассказывала,
как могло бы быть, если бы в передаче участвовал Бортников. А совсем
недавно, накануне пушкинской даты, Российская Академия Словесности вручила
мне Золотую академическую медаль радетеля просвещения. Я был очень рад
тому, что мой скромный вклад в «пушкиниану» был учтен. Я, действительно,
очень много участвовал в пушкинской теме. Побывал во всех уголках России,
связанных с именем Пушкина. Я считал своим долгом внести пушкинскую мысль
в драматургическое дело. В театре Моссовета шел спектакль, который я с
трепетом создавал вместе с нашими актерами. Это «Маленькие трагедии».
Вместе со мной работал режиссер из Армении Армен Хандикян.
Помните
строки из «Каменного гостя»: «Клянусь тебе, Лаура, никогда с таким
ты совершенством не играла. Как роль свою ты верно поняла! Как развила ее!
С какою силой! С каким искусством!» И Лаура отвечает: «Да, мне удавалось сегодня каждое
движенье, слово. Я вольно предавалась вдохновенью, слова лились, как будто
их рождала не память рабская, но сердце». Мой учитель Завадский говорил, что в этих словах вся суть системы
Станиславского.
Насколько я знаю, в Америке Станиславского чтят. Спектакль
по «Маленьким трагедиям» пользовался огромным успехом, я был как бы ядром
этого спектакля, переходил из одной трагедии в другую. Играл и
Вальсингама, и Дона Гуана, и скупого рыцаря. Зритель с восторгом
воспринимал спектакль. Видимо, в нем был какой-то живой дух, был
полет. 3.
О
Пушкине можно говорить бесконечно, но мне хотелось бы затронуть и другие
темы. Вы сегодня называли несколько
великих имен. А ведь их немало прошло через театр
Моссовета, и вам выпало счастье общаться с потрясающими артистами:
Ростиславом Пляттом, Аллой Тарасовой, Василием Топорковым... У меня даже
дух захватывает, когда произношу эти имена. Вы упомянули, что вашей
«подружкой» была Фаина Георгиевна Раневская... 4.
Да,
это особая статья. Мы с ней играли на сцене. У нас была большая разница в
возрасте и
Раневская себя называла моей «театральной бабушкой». Вы знаете, что Фаина
Георгиевна была связана
трогательной дружбой с Анной Андреевной Ахматовой. Но, когда Раневской
предлагали написать воспоминания об Ахматовой, она отвечала: «Меня Анна
Андреевна в этом не уполномочивала». Как-то раз по телефону, я спросил ее:
«Как вы сегодня проведете день, Фаина Георгиевна?» Она
ответила: «Я сегодня очаровательно проведу день с одним молодым человеком.
Буду спать с ним в обнимку.
Это «Евгений Онегин». И еще такой вот
маленький анекдот из реальной жизни. Раневская рассказывала свой сон,
будто она отдыхает в доме отдыха в Комарово на Финском заливе. Она прозвала этот дом «Дом
имени Анны Карениной», поскольку неподалеку шумели поезда. И вот ей снится сон, как она в
Комарово идет по тропинке и вдруг видит, между деревьев мелькает изящная
фигурка А.С. Пушкина. Она
заволновалась, побежала следом: «Александр Сергеевич, мальчик мой дорогой,
я ваша преданная почитательница». Пушкин повернулся в ее сторону и сказал:
«Отстань. Как ты мне надоела, старая дура!» Вот такие про себя истории
рассказывала Фаина Георгиевна. 5.
Кстати,
ещё одна знаменитая актриса - Татьяна Ивановна Пельтцер
начинала
актерскую жизнь в театре Моссовета, Но это было очень давно. Уж потом она
служила в театре «Сатиры»
и в «Ленкоме» у Марка
Захарова. Кстати, «Сатира»
находится рядышком с вами, за углом. Вы общались
театрами? 6.
Конечно.
У меня были трогательные отношения с Андреем
Мироновым. С
Марией Владимировной Мироновой мы часто встречались в Ялте в нашем
актерском доме отдыха. 7.
А
с Татьяной Ивановной Пельтцер? 8.
А
с Татьяной Ивановной Пельтцер мы вместе работали, сотрудничали. Нас иногда
приглашали на телевидение для участия в детских юмористических
передачах. В некоторых из них
мы с Татьяной Ивановной были партнерами. 9.
Между
прочим, она родилась в один день с Пушкиным – 6
июня. Только на 105 лет позже. Говорят, у неё тоже был
скверный характер. -
Да,
она была крепкий орешек. Когда на нее навешивали какую-либо общественную
нагрузку, она была очень скрупулезна и принципиальна, вплоть до скандала.
Об этом написано во многих книгах воспоминаний. Но в близком кругу за
чашкой чая она была
неподражаема в плане ее индивидуальности и чувства юмора. Забавный
человек. - И Пельтцер, и
Раневскую я видела только в
кино, но мне почему-то кажется, что в жизни они были чем-то похожи. 10. Они
общались, но работали немножко в разных музыкальных ритмах. Когда Фаине
Георгиевне
говорили о том, какая она популярная, она отвечала: «Да, почитателей
много, а вот в аптеку сходить некому». 11. А я сейчас вспомнила курьёз из жизни Татьяны Ивановны
Пельтцер. Рассказывают, что актер Борис Новиков, за что-то разозлившись на нее, в
сердцах брякнул: «Татьяна Ивановна, вас никто не любит, кроме народа».
Наверное, каждый артист пожелал бы быть так
обруган. Но,
видимо, у нее действительно был тяжелый характер. А вообще, бывают ли
талантливые люди с легким характером? Ведь талант предполагает, прежде
всего, непохожесть. - Конечно,
конечно. Но все же посмотрите на Пушкина: при всей его неповторимой
колкости, в
нём чувствуется и доброта - даже в злых эпиграммах. Я не думаю, что он был
желчным человеком. Хотя, конечно, если говорить об упомянутых нами
актерах, то нельзя позволять, по выражению Раневской, «чтобы щипала
толпа». Только что я
приехал с телевизионной съемки, там была тема Пушкина и тема режиссера
Завадского, которому этим летом исполняется 110 лет. Многие его помнят, у
него очень много учеников и среди актеров, и среди
режиссеров. Сегодня мы
с Маргаритой Тереховой снимались в телевизионной передаче. Смотришь на
людей, кто как себя ведет. Среди знаменитых актеров есть снисходительные
люди, а есть категоричные, капризные: фон не тот, свет не тот. И им это простительно. Ведь живой актер, который
становится в кадр или выходит на сцену, отвечает сам за себя, никто ему в
этот момент не поможет.
Поэтому очень много претензий и к себе, и к тем, с кем связан работой. 12. Геннадий
Леонидович. А вот и ваш собственный парадоск: вы родились Первого апреля
- вам бы всю жизнь смеяться. А вы играете серьезные роли - Раскольникова,
Смердякова.
13. В
отношении к делу, я серьёзный человек. Но в общении с людьми я веселый
и разбитной. Люблю шумную компанию, люблю
общение, друзей, которые, к
сожалению, уехали в другие страны — во Францию, в Англию, в США. Некоторые
из них живут в Нью-Йорке, в Бруклине. Я вспоминаю о них с большой
радостью. В Израиле живет
замечательная Нина Соломоновна Михоэлс, дочь великого Соломона Михоэлса. С
ней меня связывают и дружба, и первые мои работы на сцене. Она была вторым
режиссером при Завадском, выпускала спектакли. Очень люблю
общаться с талантливыми людьми.
Иван Семенович Козловский тоже часто бывал в нашем театре,
поддерживал дружеские отношения с Завадским. Так что мне посчастливилось
видеться и общаться с Козловским. - Мне тоже
посчастливилось однажды увидеться с ним и общаться, но он был
совсем
стареньким, это было незадолго до
его ухода. Козловского пригласили на прослушивание одного молодого музыкального
коллектива. Он сидел рядышком со мной. Мероприятие затянулось и мне надо было уходить. Иван Семёнович не отпускал
меня.
Когда
я сказала, что тороплюсь на работу, он изумленно поднял брови и
воскликнул: «Как?! Вы, такая
молодая и красивая, сами зарабатываете себе на жизнь?» -
Старая школа... 14. Геннадий
Леонидович, говорят, что даже самый талантливый режиссер за семь
лет
работы в театре исчерпывается, успевает все сказать, режиссерские шедевры
иссякают, и театр становится рутинным. Вы можете это подтвердить или
опровергнуть на примере Павла Хомского? Он ведь уже почти 20 лет остаётся
главным режиссером Моссовета. -
Хомский очень своеобразный режиссер, талантливый. Как у всякого человека,
у него бывают и взлеты, и неудачи. Тем не менее,
он усвоил тенденцию, которая существовала в театре при Завадском. Наш
театр до сих пор считается в Москве очень демократичным театром для интеллигенции. Поэтому к нам
тянутся актеры, уже прославившиеся в кино или на телевидении. Свои первые
шаги на сцене они мечтают сделать именно в театре Моссовета, который
всегда охотно открывает двери для новых талантов. Это качество Хомский
позаимствовал у Юрия
Завадского. Что касается
семилетнего срока, то режиссеры бывают очень разные. Можно ходить
по
разным театрам, делать удачные постановки. Но ведь у режиссера есть еще
одна функция: руководить громадным коллективом. В Москве большинство
знаменитых театров остались в статусе репертуарных. Это стабильная
громадная труппа, целый комплекс. Поэтому быть художественным
руководителем театра — это очень большая и ответственная
работа. 15. Сейчас
один из самых дебатируемых и актуальный вопросов в театральных кругах: что
же все-таки предпочтительнее
- репертуарный театр или антреприза?
Имеет ли смысл содержать такую огромную
труппу? 16. Опыт
показывает, что в России зритель все-таки любит репертуарный театр. И
актерам моего
поколения, и помладше, и постарше
очень интересно, когда есть репертуарный театр. Допустим, в какие-то годы я играл
в месяц по 12-15 спектаклей. Среди них было три-четыре названия. Нужно
быть в очень хорошей форме, чтобы целый месяц выходить не в одной какой-то
роли, а в очень разных ролях. Сегодня — Шекспир, завтра — Островский,
послезавтра — знаменитая
инсценировка по Генриху Бёллю
«Глазами клоуна». 17. Геннадий
Леонидович, вы ведь сейчас не только играете, но и ставите свои
спектакли
и в театре «Сфера», и в театре имени А.С.Пушкина. А в спектакле «Капризы
Марианны», вы заняли вообще все позиции: и режиссер, и сценограф, и
художник по костюмам. Это от недостатка средств или от стремления
выразиться в разных ипостасях? -
Конечно,
это стремление самовыразиться. Но у меня там есть прекрасный помощник —
молодой режиссер Леша Литвин. Тем не менее, я немало сделал для спектакля,
сочинил тексты для песен... Сейчас
ведь очень сжатые сроки. Для того чтобы сработаться с приглашенным поэтом
или композитором, чтобы он почувствовал взращенное тобой зерно, требуется
время. Поэтому я беру эти обязанности на себя, тем более что опыт у меня
есть. И фотографии, и тексты, и инсценировки... Так легче ощущать себя
хозяином спектакля. - Вы теперь
можете играть, и ставить в разных театрах, оставаясь при этом кадровым
артистом театра Моссовета. Прежде руководители и режиссеры театров
категорически протестовали против этого. Почему?
- Была какая-то
ревность. Казалось, что актер себя выхолащивает, если работает в разных
областях. Театр очень не рекомендовал мне сниматься в кино. Как только у
меня появлялась
работа в кинематографе, театр тут же занимал меня значительной работой в спектакле.
То есть стоило заявить, что уходишь на какой-то период в кино, тут же
получал громадную и
интересную роль в театре. Я,
конечно, предпочитал игру в театре. Как можно ради какого-то Васи или
Пети, даже в хорошем фильме, отказаться от шекспировской роли? Я играл
очень много. Играл пьесы Теннеси Уильямса, Эдварда Олби, Гарольда
Пинтера. Главное — чтобы
хватало сил. —
В первый раз я вас увидела в спектакле «Глазами клоуна». Он шёл в «Моссовете» очень много лет и стал вашей визитной
карточкой. Я не знаю, есть
ли сейчас этот спектакль в репертуаре. Но не в связи ль с ролью Ганса Шнира
вас назвали «русский Жерар Филипп» после гастролей во Франции?
1.
Да,
такое сравнение было, вся пресса об этом кричала. Но это было ещё до спектакля «Глазами клоуна». — Вы тогда проявили неслыханный патриотизм, не согласившись остаться во Франции. Это было гражданское решение или вы руководствовались другими соображениями? 2.
Да,
было дело. Тогда я был еще очень юн.
Мы показывали на фестивале в Париже три спектакля:
«Дядюшкин сон» по Достоевскому, где я был занят в небольшой, но
значительной роли. Я играл уездного учителя Васю, возлюбленного героиней
Зинаидой. Играл маленькую роль в «Маскараде». А моим дебютом на сцене была роль в пьесе
Виктора Розова «В дороге». Сначала это был
киносценарий, я начал на Мосфильме сниматься в этой роли у знаменитых
режиссеров Михаила Калотозова и Сергея Урусевского, авторов фильма «Летят журавли». Я
был приглашен на главную роль, но по идеологическим причинам сценарий был
закрыт и съемки приостановлены. Не прошло и полугода, как меня пригласили
в театр Моссовета и предложили сценическое воплощение того же сценария. Спектакль «В дороге» был моим
триумфом в Париже. Были предложения остаться, но я еще так мало сыграл на
сцене к тому времени, а у меня в перспективе и «Гамлет», и «Братья
Карамазовы»... 3.
Но
ведь «Гамлета» вы все-таки не сыграли. 4.
Да,
Завадский начал работу, но заболел и не завершил ее. А насчёт патриотизма, так
дело было
не в нём, а в том, что во
Франции мне бы пришлось учить язык. А в России я уже успел добиться
успеха. Ну, а теперь уже я проработал в театре Моссовета 40
лет. —
Да. Этот год у вас юбилейный. Сейчас я угадаю,
насколько вы молоды. Я это определяю по уровню скепсиса в крови.
Скажите, в театре есть талантливая
молодежь? 5.
Есть.
Сейчас я ставил пьесу Мюссе «Прихоти любви, или Капризы Марианны», и занял
там почти
всех молодых артистов. Они работают самозабвенно. Мне, правда, приходится
немножко окунать их в мир поэзии, молодежь разучилась владеть поэтическим
словом. Даже классическую прозу они
разучились читать. Этот вопрос меня очень волнует. Когда они
услышали, что я буду ставить Мюссе,
взялись за эту работу с восторгом. Я думаю, что к открытию сезоны
мы уже грянем премьеру. - Вы совсем не скептик, Геннадий Леонидович. Оттого и выглядите юным.
Что
касается того, как я выгляжу и как существую... Есть у нас такой журнал
«Атмосфера», где была целая подборка с моими фотографиями и моими
высказываниями. Есть
журнал «Друг» для любителей кошек и собак. Я любитель животных, и в этом
журнале тоже есть мое интервью. Меня даже уговорили сняться в московском
театре зверей имени Дурова, которым руководит народная артистка Наталья
Дурова. И я снялся вместе с дрессированными животными. Так что я все время
киплю в работе, я публичный человек. Меня видят в театре, в журналах, я
появляюсь на телевидении. 6.
Как
вы проводите досуг? Бываете ли в Доме актера? Что там новенького
кроме всегда новой Маргариты
Александровны Эскиной? 7.
Маргарита
Александровна — замечательный человек, легендарный человек. У нас в
России
принято говорить, что живем в трудное, суровое время. А когда приходишь на
Старый Арбат к Маргарите, там всегда царит теплая, дружеская обстановка.
Где еще я встретился бы с такими замечательными актерами: сидит, попивает
кофе с коньячком Армен Джигарханян. Рядом — Татьяна Доронина. Тут появляется Юрий Яковлев... Очень
много приятных встреч, круг
общения. Это просто отдохновение. - Еще я хотела
спросить вас о Татьяне Кирилловне Окуневской. Вы с ней дружили и, кажется,
были на ее последнем дне
рождения? - Да, хотя она
обычно не праздновала свой
день рождения. Вместо него она отмечала «Татьянин
день». А тут знаменитый переводчик
Виктор Суходрев и другие уговорили Татулю (так звали Окуневскую
близкие люди) устроить день рождения. У нас с Татьяной
Кирилловной были очень трогательные отношения. Она с моих юных лет
смотрела все мои спектакли. Окуневская была доброжелательным человеком, но
в то же время не стеснялась делать резкие, критические замечания. Я тоже
любил над ней подтрунить, над ее любвеобилием. Иногда она плакалась мне «в жилеточку». При этом она очень любила расставлять людей
на нужное место. Татьяна
Кирилловна была прекрасным
физиономистом и могла дать человеку оценку буквально за пять минут
общения. Так, что дружба с ней была мне и очень дорога, и полезна. И, конечно, меня взволновала
ее судьба. Многие помнят, что
она жестоко
пострадала. Но, несмотря
на трагическую судьбу, она
сохранила и женственность, и неистребимое желание любить. До последних дней она оставалась
прекрасной женщиной, на все сто... Этот разговор мог бы продолжаться ещё
долго. Но эфирное время было
на исходе, и пора было завершать встречу. Как же я не люблю часы! Они мне очень мешают жить... =================================================== |